Андрей Коробейников

12 ноября, вторник, 18:30, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Камерные программы

Описание

Знали ли Вы, что автором «33-х вариаций на тему Диабелли» мог стать совсем не Бетховен? На эту роль претендовало много композиторов от Карла Черни до 8-летнего Ференца Листа! Тайны фортепианных опусов Бетховена и Шумана в интерпретации Андрея Коробейникова, который всегда искренен, свеж и находит в жизни бездну интересного!

Андрей Коробейников о Бетховене и Шумане:

«В письмах Бетховен часто употребляет два понятия — “радость” и “страдание”. Для него это два противоположных полюса человеческого существования. Достижение радости возможно, по мысли композитора, лишь единственным путем – через страдания. Это его философское кредо, для него радость – высшая цель всего бытия, то, к чему всё в мире стремится... [Это] какая-то космическая радость, которая в то же время очень жизненна, в этом, как мне кажется, абсолютная уникальность гения Бетховена».

«До какого-то момента я не понимал Шумана. А потом ужасно к нему прикипел в силу событий своей жизни. На Фантазию Шумана у меня абсолютно шовинистический взгляд: ее может играть только мужчина. Влюбленный. Вот я и играл».

Людвиг ван Бетховен, предвосхитивший в своем творчестве черты романтизма, ушел из жизни в 1827 году, когда Роберту Шуману, одному из первых композиторов-романтиков, еще не исполнилось 17-ти. Спустя десятилетие Шуман задумал свою виртуозную Фантазию для фортепиано до мажор (ор. 17) как издание в пользу сооружения памятника Бетховену. В письме к издателю он предложил «бетховенские» названия частей («Руины», «Триумфальная арка», «Звездный венец»). Но у него были и музыкальные основания упомянуть на обложке имя Бетховена: Фантазии присущи масштабность, героичность, высокий полет мысли. Могучее дыхание Фантазии было навеяно разгоревшейся любовью Шумана к Кларе Вик.

Примерно в то же время Шуман писал цикл «Фантастические пьесы» (op. 12). Как и Фантазия, «Пьесы» насыщены внезапными контрастами, игрой свободного воображения. Автор присвоил каждой миниатюре отдельный заголовок: «Вечером», «Ночью» указывают на связь с картинами природы; «Порыв», «Сновидения», «Причуды», «Отчего?» передают психологические состояния; «Басня», «Последняя песня» вносят элемент эпической повествовательности.

«Тридцать три вариации на вальс Диабелли» Бетховена (1823) – тоже цикл, состоящий из резко контрастных между собой миниатюр. В 1819 году композитор и издатель А. Диабелли предложил всем музыкантам Австрии написать по одной вариации на сочиненную им тему. Бетховен словно взялся высказаться сразу за всех современников, превзойдя их масштабностью замысла. В результате Диабелли пришлось издать два выпуска: в одном – 33 вариации Бетховена, в другом – 50 вариаций других композиторов (среди них были Черни, Шуберт, Лист). Бетховен выступил в роли демиурга, созидающего из незамысловатого материала богатый, сложный мир. Заурядный вальс преображается у него в импозантный марш, в острое скерцо, в величественный хорал, в импровизацию и фугу... Тема вдруг оборачивается песенкой Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта или отсылает к музыке постоянных кумиров Бетховена – Генделя и Баха.

Программа концерта

К 210-летию Р. Шумана и 250-летию Л. ван Бетховена
  • Шуман. Фантазия до мажор
  • Шуман. Фантастические пьесы ор.12
  • Бетховен. Тридцать три вариации на тему вальса Диабелли
Интересное с прошлых концертов
#Филармония80: поздравление Андрея Коробейникова
Все видео
Все фотографии